В связи с нашим географическим местоположением в средоточии водоёмов и лесов и тем, что внуки растут и уже достаточно быстро передвигаются на велосипедах, актуальной становиться связь между их велосипедами и велосипедом старшего по званию. :-).
Конечно же для обеспечения безопасности передвижения по дорогам и в лесу. Здоровый образ жизни, к которому мы все стремимся, очень сильно выиграет от вашей веломобилизации. Выпал снег, так что появилось время подготовить велотехнику к лету... :-)
Итак, надеемся, что в ближайшем магазине спорттоваров или велосипедов вы найдете клипсы для крепления на руль звонка, батарейного фонаря или заднего стоп-сигнала. Они нам очень нужны. Ну и, если мы хотим реальной и качественной радиосвязи, то на велосипеде должен быть небольшой багажник, на котором можно разместить маленький аккумулятор. В зависимости от того, какое радио вы будете использовать, вам следует выбрать и аккумулятор. У меня несколько радио, Kenwood TH6F и пара Baofeng UV5R. Всё запитано от батарей 7,2 вольта. Но существуют радиостанции и CB диапазона с питанием от 12 вольт. Надо сказать, что фирма MaxForce предлагает неплохие (и дешёвые) аккумуляторы как 7,2 так и 12 вольт различной ёмкости. И не только MaxForce. Масса вариаций таких аккумуляторов можно встретить на любом украинском базаре. У меня эксплуатируется уже второй ёмкостью 7а/ч напряжением 7,2 вольта.
Радио может быть любое. В России уже не требуется регистрация радиостанций гражданского диапазона, не за горами принятие соответствующего решения и у нас. К сожалению, разрешенные к эксплуатации без регистрации радиостанции высокочастотного диапазона (PMR) имеют недостаточную для велоприменения мощность (дальность связи). Коротковолновики с позывным могут воспользоваться своими КВ радиостанциями. В материале про универсальные КВ антенны buddipole есть небольшая фотогаллерея в которой можно увидеть ввариант велосипеда на КВ. :-)
Но вернёмся к энергоснабжению. Велосипед совершенно не обязательно должен иметь багажник. Аккумулятор можно разместить в сумке под рамой или сиденьем. Надо отметить, что это позволит иметь "на борту" кроме радиосвязи велосипедистов между собой и "базой" достаточно мощное осветительное оборудование, что не последее дело при передвижении по дорогам. С учётом того, что велосипед совершенно не издаёт шума, для создания соответствующего настроения можно использовать достаточно хорошую музыкальную аудиосистему. Если такого интенсивного использования радиосвязи и света не предполагается, эти элементы можно попросту исключить.
Но ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно изготовить кнопку или лучше переключатель "приём-передача" (аналог педали) и разместить её на руле там где у мотоциклов кнопка звукового сигнала. Т.е. управлять приёмом и передачей можно не отпуская руля. Это более предпочтительный способ управления радиостанцией чем VOX, хотя почти во всех современных радиостанциях он есть. Дело в том, что дорога всегда источник повышенного шума, а мы бы не хотели "ложных" включений нашего радио на передачу. Кнопку или переключатель приём-передача в большинстве случаев включают в разрыв цепи микрофона. Так как нам нужно иметь её под рукой, тангента (кнопка) прилагаемых к радио комплектов наушник-микрофон нас не устраивает - для того, чтобы к ней дотянутся, нужно отпустить руль. Поэтому мы изготовим собственное комутационное устройство и разместим его на руле под правую или левую руку. Разъём гарнитуры мы вставляем в наш коммутатор, а уже его разъём в радиостанцию. Переключатель можно заменить кнопкой и вообще конструкция может быть совершенно другой - лишь бы она обеспечивала нужную стратегию переключения. надо отметить, что даже если ваше радио небольших размеров и веса, его лучше закрепить на велосипеде, чем с помощью штатной клипсы за пояс. Дело в том, что в противном случае каждый ваш шаг без велосипеда потребует отстёгивания не только головной гарнитуры, но и радио, закреплённой на багажнике антенны и т.д. Тогда как снять и снова одеть головную гарнитуру можно быстро и легко.
Далее мы займёмся прокладкой кабеля к антенне и самой антенной. Существует тысяча вариаций автомобильных и мотоциклетных креплений антенн. Более того, часто антенны продаются с уже готовым узлом крепления. Если нет - нам будет нетрудно изготовить свою собственную модификацию из дюралевой (металлической) пластины, на которых собственно и будет крепиться антенна.
Предполагая что мой сайт посещают радиолюбители, я не буду побробно останавливаться на том, что дальность и качество связи в основном зависит как раз от антенны, вернее её действующей высоты, т.е. длинны. Лучше использовать антенну заводского изготовления, хотя некоторые самоделки зачастую отличаются большей прочностью, что в нашем случае является основным приоритетом. Кабель на раме лучше зафиксировать не пластиковыми хомутами, а подобраной под цвет велосипеда изолентой. Тут не нужна прочность крепления и изолента соответствующего цвета будет смотреться более гармонично. Основание антенны нужно максимально возможно отодвинуть от сиденья велосипеда. Моим читателям незачем напоминать что дело здесь не в стремлении защитить гонады велосипедиста от излучения, а обеспечить как можно больше свободного пространства вокруг самой антенны. Но я это сделал для тех, кто на мой сайт попал случайно и является больше велолюбителем чем любителем радио... :-)
Итак система закреплена, собрана и проверена. Далее практические испытания и повышение надёжности. Первый неудобство о котором мы думаём использкя мобильное радио - необходимость смены севших аккумуляторов. Нужно или подзаряжать запасной на ходу, или иметь один аккумулятор достаточной ёмкости с подзарядкой в движении. Проблема в велосипедных магнетто. Они расчитаны на напряжение для обычных лампочек накаливания в 3,5 вольта. Для зарядки аккумулятора на ходу, придётся либо использовать два таких генератора (не забудьте один из них изолировать от корпуса :-) либо изготовить преобразователь напряжения для зарядки аккумуляторов 7,2 или 12 вольт, что в принципе является темой для отдельного поста. Есть и другое , намного красивее в прямом и переносном смысле слова решение :-) Но если вы нашли аналогичное или близкое по параметрам устройство, то в связи с очень сильно изменяющимся напряжением (в соответствии со спецификой движения велосипедиста) вашу радиосистему необходимо защитить от перенапряжения. Самый простой и эффективный способ это сделать - защита с помощью пары предохранителей и диода Зеннера. Ну почти что стабилитрон, но с очень крутой, практически вертикальной, характеристикой после зоны электрического пробоя.
Если собрать предохранители и наш стабилитрон так как указано на рисунке, то можно быть уверенным в том, что ваше радио останется живым и здоровым при любых неприятностях с магнето или преобразователем. В связи с высоким быстродействием и небольшим током потребления нашего радио (читай диаметром провода предохранителей), защита будет достаточно быстродействующей. Автоматически это обозначает долгую жизнь вашему базовому аккумулятору, если вы включили его на постоянную подзарядку в процессе движения. В зависимости от напряжения "бортовой " сети, диод Зеннера можно подобрать из таблицы ниже. (новое обозначение защитноограничительных диодов Зеннера).
Итак, надеемся, что в ближайшем магазине спорттоваров или велосипедов вы найдете клипсы для крепления на руль звонка, батарейного фонаря или заднего стоп-сигнала. Они нам очень нужны. Ну и, если мы хотим реальной и качественной радиосвязи, то на велосипеде должен быть небольшой багажник, на котором можно разместить маленький аккумулятор. В зависимости от того, какое радио вы будете использовать, вам следует выбрать и аккумулятор. У меня несколько радио, Kenwood TH6F и пара Baofeng UV5R. Всё запитано от батарей 7,2 вольта. Но существуют радиостанции и CB диапазона с питанием от 12 вольт. Надо сказать, что фирма MaxForce предлагает неплохие (и дешёвые) аккумуляторы как 7,2 так и 12 вольт различной ёмкости. И не только MaxForce. Масса вариаций таких аккумуляторов можно встретить на любом украинском базаре. У меня эксплуатируется уже второй ёмкостью 7а/ч напряжением 7,2 вольта.
Радио может быть любое. В России уже не требуется регистрация радиостанций гражданского диапазона, не за горами принятие соответствующего решения и у нас. К сожалению, разрешенные к эксплуатации без регистрации радиостанции высокочастотного диапазона (PMR) имеют недостаточную для велоприменения мощность (дальность связи). Коротковолновики с позывным могут воспользоваться своими КВ радиостанциями. В материале про универсальные КВ антенны buddipole есть небольшая фотогаллерея в которой можно увидеть ввариант велосипеда на КВ. :-)
Но вернёмся к энергоснабжению. Велосипед совершенно не обязательно должен иметь багажник. Аккумулятор можно разместить в сумке под рамой или сиденьем. Надо отметить, что это позволит иметь "на борту" кроме радиосвязи велосипедистов между собой и "базой" достаточно мощное осветительное оборудование, что не последее дело при передвижении по дорогам. С учётом того, что велосипед совершенно не издаёт шума, для создания соответствующего настроения можно использовать достаточно хорошую музыкальную аудиосистему. Если такого интенсивного использования радиосвязи и света не предполагается, эти элементы можно попросту исключить.
Но ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно изготовить кнопку или лучше переключатель "приём-передача" (аналог педали) и разместить её на руле там где у мотоциклов кнопка звукового сигнала. Т.е. управлять приёмом и передачей можно не отпуская руля. Это более предпочтительный способ управления радиостанцией чем VOX, хотя почти во всех современных радиостанциях он есть. Дело в том, что дорога всегда источник повышенного шума, а мы бы не хотели "ложных" включений нашего радио на передачу. Кнопку или переключатель приём-передача в большинстве случаев включают в разрыв цепи микрофона. Так как нам нужно иметь её под рукой, тангента (кнопка) прилагаемых к радио комплектов наушник-микрофон нас не устраивает - для того, чтобы к ней дотянутся, нужно отпустить руль. Поэтому мы изготовим собственное комутационное устройство и разместим его на руле под правую или левую руку. Разъём гарнитуры мы вставляем в наш коммутатор, а уже его разъём в радиостанцию. Переключатель можно заменить кнопкой и вообще конструкция может быть совершенно другой - лишь бы она обеспечивала нужную стратегию переключения. надо отметить, что даже если ваше радио небольших размеров и веса, его лучше закрепить на велосипеде, чем с помощью штатной клипсы за пояс. Дело в том, что в противном случае каждый ваш шаг без велосипеда потребует отстёгивания не только головной гарнитуры, но и радио, закреплённой на багажнике антенны и т.д. Тогда как снять и снова одеть головную гарнитуру можно быстро и легко.
Далее мы займёмся прокладкой кабеля к антенне и самой антенной. Существует тысяча вариаций автомобильных и мотоциклетных креплений антенн. Более того, часто антенны продаются с уже готовым узлом крепления. Если нет - нам будет нетрудно изготовить свою собственную модификацию из дюралевой (металлической) пластины, на которых собственно и будет крепиться антенна.
Предполагая что мой сайт посещают радиолюбители, я не буду побробно останавливаться на том, что дальность и качество связи в основном зависит как раз от антенны, вернее её действующей высоты, т.е. длинны. Лучше использовать антенну заводского изготовления, хотя некоторые самоделки зачастую отличаются большей прочностью, что в нашем случае является основным приоритетом. Кабель на раме лучше зафиксировать не пластиковыми хомутами, а подобраной под цвет велосипеда изолентой. Тут не нужна прочность крепления и изолента соответствующего цвета будет смотреться более гармонично. Основание антенны нужно максимально возможно отодвинуть от сиденья велосипеда. Моим читателям незачем напоминать что дело здесь не в стремлении защитить гонады велосипедиста от излучения, а обеспечить как можно больше свободного пространства вокруг самой антенны. Но я это сделал для тех, кто на мой сайт попал случайно и является больше велолюбителем чем любителем радио... :-)
Итак система закреплена, собрана и проверена. Далее практические испытания и повышение надёжности. Первый неудобство о котором мы думаём использкя мобильное радио - необходимость смены севших аккумуляторов. Нужно или подзаряжать запасной на ходу, или иметь один аккумулятор достаточной ёмкости с подзарядкой в движении. Проблема в велосипедных магнетто. Они расчитаны на напряжение для обычных лампочек накаливания в 3,5 вольта. Для зарядки аккумулятора на ходу, придётся либо использовать два таких генератора (не забудьте один из них изолировать от корпуса :-) либо изготовить преобразователь напряжения для зарядки аккумуляторов 7,2 или 12 вольт, что в принципе является темой для отдельного поста. Есть и другое , намного красивее в прямом и переносном смысле слова решение :-) Но если вы нашли аналогичное или близкое по параметрам устройство, то в связи с очень сильно изменяющимся напряжением (в соответствии со спецификой движения велосипедиста) вашу радиосистему необходимо защитить от перенапряжения. Самый простой и эффективный способ это сделать - защита с помощью пары предохранителей и диода Зеннера. Ну почти что стабилитрон, но с очень крутой, практически вертикальной, характеристикой после зоны электрического пробоя.
Тип диода
|
Uогр, В
|
Uогр, и, В
|
Iогр, и, А
|
Iобр max (Uобр), мкА
|
Рmax, кВт
|
Аналог
|
КР232А
|
6,5…7,14
|
10,5
|
57,1
|
1000 (5,8 В)
|
0,6 (1 мс)
|
Р6КЕ6V8A
|
Б
|
7,1…7,88
|
11,3
|
53,1
|
500 (6,4 В)
|
- ” -
|
Р6КЕ7V5А
|
В
|
7,8…8,61
|
10,1
|
49,6
|
200 (7 В)
|
- ” -
|
Р6КЕ8V2А
|
Г
|
8,7…9,55
|
13,4
|
44,8
|
50 (7,8 В)
|
- ” -
|
Р6КЕ9V1А
|
Д
|
9,5…10,5
|
14,5
|
41,1
|
5 (8,6 В)
|
- ” -
|
Р6КЕ10А
|
Е
|
10,5…11,6
|
15,6
|
38,5
|
5 (9,4 В)
|
- ” -
|
Р6КЕ11А
|
Ж
|
11,4…10
|
16,7
|
35,9
|
5 (10,2 В)
|
- ” -
|
Р6КЕ10А
|
И
|
10,4…13,7
|
18,5
|
30,5
|
5 (11,1 В)
|
- ” -
|
Р6КЕ13А
|
К
|
14,3…15,8
|
21,2
|
28,3
|
5 (10,8 В)
|
- ” -
|
Р6КЕ15А
|
Л
|
15,2…16,8
|
22,5
|
26,7
|
5 (13,6 В)
|
- ” -
|
Р6КЕ16А
|
М
|
17,1…18,9
|
25,2
|
23,8
|
5 (15,3 В)
|
- ” -
|
Р6КЕ18А
|
Конечно, существует и более простое решение - просто снимать аккумулятор и подзаряжать его в соответствии с пареметрами эксплуатации дома. Не забудьте сказанное в начале - он будет обеспечивать вам не только работу радиостанций, велоаудиосистемы но и обеспечивать надёжное освещение в тёмное время суток.