Приятно осознавать что все наши действия со спутниками продиктованы чистым любопытством и не несут никаких других смысловых нагрузок. А на самом деле не всё такое белое и пушистое. Еще в 1910 г., вдохновлённый успехами братьев Райт, молодой американский военный инженер из Огайо Чарльз Кеттеринг предложил использовать летательные аппараты без человека. По его замыслу управляемое часовым механизмом устройство в заданном месте должно было сбрасывать крылья и падать как бомба на врага. Получив финансирование армии США, он построил, и с переменным успехом испытал несколько устройств, получивших названия The Kattering Aerial Torpedo, Kettering Bug (или просто Bug), но в боевых действиях они так и не применялись. Подумайте! 1910 год. Еще нет ни спутников, ни даже радиосвязи с самолётами. Не говоря уже про управление беспилотными летательными аппаратами.
Кстати, если управление тактическими БПЛА которых в армиях различных стран уже тысячи, например американским "Ворон-2" осуществляется с пульта размещенного на земле, чаще всего на спецоборудованном авто Хаммер, то для аналогичных устройств предназначенных для действий на больших расстояниях уже не обойтись без GPS и спутниковых каналов связи. Уже средневысотные аппараты требуют каналов спутниковой связи для загоризонтного управления. Не говоря уже о больших аппаратах и аппаратах дальнего действия. Самый большой в мире беспилотный летательный аппарат RQ-4 Global Hawk стал первым БПЛА, сертифицированным Федеральным авиационным агентством США, что позволяет Global Hawk летать по составленным специально для него планам полётов и использовать гражданские воздушные коридоры в Соединённых Штатах без предварительного уведомления. RQ-4 с успехом долетел из США в Австралию, выполнив по пути разведывательное задание, и вернулся обратно через Тихий океан. Как видно, дистанция полёта данного БПЛА впечатляет. Аппарат способен взбираться на высоту 20 км и оттуда проводить разведку и наблюдение, почти в реальном времени обеспечивая командование высококачественными снимками. Впечатляет, правда.
Но в последнее время достаточно высокая цена спутников связи и их малочисленность заставляет искать другие решения. Все они, конечно, тщательно скрываются, но не всё можно спрятать. Я уже писал о применении США наноспутников, в простонародье кубесатов, в военных целях. В открытых источниках пишется о общеизвестной ценности разведданных полученных со спутника, находящегося вне досягаемости противника, в виде фотографий высокого разрешения. Представьте себе, что астрокосмотелескоп "Хабл" развернули на Землю. Можно будет увидеть не только комара, но и его хоботок. И даже струйку из комариной пиписки. Не то что какой-нибудь танк или БТР. Но не надо быть провидцем, чтобы аппроксимировать принцип наземной сотовой телефонной сети на космическую систему каналов связи с любыми БПЛА имеющими достаточный ресурс полёта. А эта их характеристика постоянно улучшается. Например, БПЛА "Зефир" с электрическим приводом моторов и солнечными батареями может провести в воздухе до 54 часов. Пока реально зарегистрированное время (на 2008 год) - 31 час 30 минут. Тоже не мало.
Таким обазом конечно же система связи базирующаяся на достаточно дешёвых наноспутниках, которые с появлением новых систем ориентации КА, позволяющих гарантированно иметь постоянное направление солнечных батарей кубесатов на Солнце, может считаться очень надёжной и долговечной. Конечно, если признать что инерцоиды в вакууме работают. Тут следует сделать отступление, так как не все знают что такое инерцоид. Вообще то это словечко жаргонное. Речь идёт о двигателях, вернее движителях, создатели которых утверждают что движение возникает от взаимодействия маховиков с "торсионными" полями Земли. Противники - что движение возникает за счёт создания различной силы трения в полутактах движения маховика. Туда, малое, обратно большое. В результате аппарат как бы "подтягивается" к маховику. Но если это так, то в космосе, где гравитация или отсутствует вообще или очень слаба, этот движитель работать не должен. В Японии (на земле) один образец такого двигателя работает. Более того, магазин Cubesatshop уже предлагает такие модули к продаже.
Такая система изменения ориентации спутника выполнена на российском спутнике "Юбилейный". RS-30. Если не лень, в поисковой строчке моего сайта можете найти и дополнительную информацию и данные телеметрии. На спутнике имеются специальные длинные штанги с маховиками. Но информации о том, работает ли этот движитель или нет, нигде найти не удаётся. Если ориентироваться по степени заряженности его батарей, то всё-таки работает. Хотя официально этого никто не признаёт. Тоесть система наносатов весьма и весьма привлекательна с военной точки зрения. И в частности для навигации и управления ударными БПЛА, о "работе" которых масса очень интересных материалов в интернете. Но это уже выходит за пределы темы этого поста.