Ежедневный радиожурнал со звуком. Иногда с юмором. Всегда с картинками

04.01.2015

Радиотехника - наука о контактах

      Разум - не единственный поводырь в мире радиотехники. Опыт - знания полученные эмпирическим путём - зачастую оказывается более результативным источником знаний. Поделюсь опытом вчерашнего дня в надежде, что он кому-либо пригодится. 
     Начало печальное. С утра при переходе на двадцатку автотюнер моего Icom7600 начал "крутить моторы" и я, наблюдая за стрелками вижу что мощность плавно падает. Остановилась на уровне 75 ватт вместо положенных 100 :-( Как я ни "дёргал"  антенные разъёмы, диапазоны, вкл-выкл автотюнер, мощность упорно оставалась на уровне 75 ватт. Примерно через час мощность упала до 50 ватт. И трансивер иногда стал выключаться сам по себе. Наверное зашита, подумал я и заплакал. Потому что замена даже одного транзистора выходного каскада согласно интернета "тянет" помимо транспортных расходов на 1300 гривен. Но я вспомнил. что в дипломе у меня как специальность указаны радиовещание и радиосвязь и поэтому попытался разобраться сам. Первой мыслью было вычислить неисправный транзистор. Ну, знаете, инфантильная надежда на то, что когда сниму крышку, увижу закопчёный корпус, если нет, найду где греется, отпаяю коллектор. А начну с предохранителя. Чтобы трансивер перестал выключаться :-). 
     За четыре года прошедшие с момента покупки трансивера пришла пора первый раз снять крышку.  Как вы догадались, меня ждало разочарование. Во-первых, платы выходного каскада, ПФ и автотюнера выглядят девственно чистыми -  только что с завода.  В доме где есть женщина и пылесос нет пыли даже на лопастях вентилятора.
     Во-вторых, внутренний предохранитель (их физически два) оказался включенным между выходным каскадом и всей остальной схемой. То есть, отключить передатчик от всего трансивера без пайки оказалось невозможным. Трансивер по прежнему эпизодически выключался, а время от времени процесс переходил а автоколебательный режим: попытка включиться, падение напряжения, отключение и так далее. К несчастью, оба моих источника питания 12 вольт со встроенной защитой по току. Попробовал на "КЗ", оба. Оба исправно отключают нагрузку до пропадания "КЗ"   Ток защиты оказался у одного 40 ампер, у второго аж 55.  Но для того, чтобы понять всё-таки где копать, нужно или дать сгореть предохранителю, или сжечь то, что не "догорело" до конца. Единственный оставшийся у меня источник напряжения 12 вольт с неограниченным защитой током - аккумулятор 110 А/Ч от моего лодочного мотора. Притащил, подключил. И о, чудо, автоколебательный режим при включении пропал. Но уже на первых 10 секундах я почувствовал что провода питания трансивера нагрелись.  Не понял. Включаю снова и включив передатчик руками ощущаю что провод + греется.  Продвигаясь по нему от контакта аккумулятора к трансиверу нашёл!   Только по температуре. Внешне корпус держателя предохранителя белоснежный и аккуратный.  Но температура!  Открыв его вижу, что половина 40-ка амперного предохранителя выгорела в  месте контакта с держателем.  Так что беда была в том, что источник питания ввиду его абсолютной надёжности стоит под столом, а предохранители в проводах питания трансивера расположены ближе к БП а не к трансиверу: то есть тоже далеко под столом!
     Еще одно доказательство того, что законы физики работают всегда:  получилась защита по току с токоограничивающим резистором. Паразитным, правда, но госпожу Физику это не интересует.  Меняю держатель предохранителя и всё становится на свои места: мощность ровно 100 ватт на всех диапазонах и, как и раньше, замечательный приём!
    В связи с этим вспоминается история с ремонтом моего бойлера.  Не могу не помянуть тёплым и добрым словом специалиста компании "Ремсервис" Чернигов-Славутич Андрея. А дело было так.
   Как всегда в самый неподходящий момент, когда отключили горячую воду, стала срабатывать защита электропитания бойлера.  Я нашёл первый попавшийся телефон географически близкой ремонтной кампании и позвонил.  Через пару часов пришёл парень, потыкал, снял крышку, закрыл крышку и пообещал на завтра работающий бойлер. На следующий день они пришли, сняли бойлер, вытащили начинку и дали мне полюбоваться на сталактит: от нагревательного элемента к стенке бака под воздействием напряжения вырос токопроводящий сталактит и, достигнув "земли", выжег часть нагревательного элемента, заменив всё остальное контактом гидролизного сталактита.  Это когда контакт был там, где не надо.  Часть вторая: контакта нет там где надо.
    Через час, примерно, состоялось торжественное водворение бойлера на стену, где он и висел до аварии. И затем не менее торжественный пуск. Который не состоялся. Автоматика показывала, что 220 вольт есть, но включать устройство не пожелала. Потратив несколько часов на осматривание и обдумывание, они снимают электронику и увозят на диагностику.
      Всю неделю Андрей ходил ко мне как на работу: через день то с проверенным блоком электроники, но с новым проверочным, то в попытках снова разобрать и собрать весь бойлер. Я предупредил, что платить за эти внеплановые посещения мне не хочется, плюс ко всему уже давно пора бы погреть косточки горячей водой :-(  Будучи недалеко от происходящих событий и помня со школы закон Ома я предпринял попытку понять что происходит. Проверка электроники показала, что она абсолютно исправна. Проверили блокировки. Ну там поплавок, чтобы не включалось без воды, релюхи дополнительного нагревательного элемента....   Всё это каждый раз сопровождалось водружением бойлера на стену, наполнением его водой и только тогда попытками включить.  Не работает!
     Мой разум тоже отказался понимать что происходит.   Поэтому я отдаю должное опыту и добросовестности Андрея. И, кстати, рекомендую как исключительно порядочного исполнителя ремонтных работ. Вот их сайт http://remservise.com.ua  На пятый визит он сделал предположение что из-за определённого состава нашей славутичской воды (скважины) вода, омывающая поплавковый датчик, сделала его слегка клейким. Ведь при ремонте бойлер снимается со стены и стоит на полу в перевёрнутом состоянии. За это время он подсыхает и прилипает к краям трубки в которой плавает и, будучи перевёрнутым в рабочее состояние, не всплывает при наполнении бойлера водой и таким образом блокирует подачу напряжения на нагревательные элементы. Решение: обстучать "окрестности" датчика и потрясти перед наполнением водой всё устройство.  Сработало.  Таким образом наука о контактах заставила работать Андрея неделю бесплатно. Только на авторитет фирмы.  Но авторитет он, конечно, заработал.
    Точно так же поступал сегодня и я. Сначала следовало проверить все контакты! :-) Ведь на всякого мудреца довольно простоты!
© Copyright 2011-2021 UY2RA,    All rights reserved.    Все права защищены.    Пожалуйста уважайте их. Использование материалов c этого сайта разрешается только с указанием АКТИВНОЙ ссылки на этот сайт.

FREE & OPEN UKRAINIAN HAM  RADIO  BANNERS NET