Щоденний радіожурнал зі звуком. Іноді з гумором. Завжди з картинками

Круглые столы области

Круглий стiл 14.09.24 Круглий стiл 31.08.24

10.08.2024

Царство феррита

   Опыт, сын ошибок трудных.....  Я, честно говоря, учусь быстро. При работе на 100 ватт предыдущие годы, не испытывал абсолютно никаких трудностей с наводками на сервисные девайсы типа провода клавиатуры, проводов эзернета, соединительными шнурками USB и т.п.  С расширением парка антенн и появлением у меня усилителя это проблема поднялась во весь рост.  Все чаще и чаще я стал пробовать контестироваться, а тут то клавиатура зависнет, то  USB порт потеряет, то в цифровых видах связи частота начинает перестраиваться на произвольную величину...  Короче полтергейст :-) А во всем виновато возросшее число проводников и, конечно же мощность сигнала. Поэтому пользуясь советами друга я пособирал по области все отклонялки от телевизоров, спасибо Виталию, UW1RR, а  ведро мелких ферритов, чоков, закупил у Али, и стал нанизывать всё это на провода по мере поступления проблем. Первой в очереди оказалась клавиатура. Не очень удобная, но тогда, когда я ее покупал, главным преимуществом  мне казалась длина кабеля - почти два метра. Терпеть не могу когда провода к компьютеру идут под руками. За стол её! Но у длинного провода есть и другие свойства, например "собирать" россыпь электромагнитного спектра от всего подряд, а в первую очередь от передатчика. А все кабеля как раз за столом :-) Теперь провод клавиатуры выглядит так.

Следующий шаг - перенос этого соединения на 2,4 ГГц - то есть переход на беспроводные мышь и клавиатуру. Но пока так :-)  Я вообще консерватор - не люблю перемен. Следующий объект - конверторы USB в COM. На них практически все построено. Не мне вам рассказывать, у вас на столе своего такого навалом. Первое что я сделал - посмотрел критическим оком на расположение собственно девайсов. Цель - возможное укорочение числа и длины соединительных проводников. С длинной понятно, а что с числом? Делюсь. Лайфхак от Юрия AC6A - изолятор USB.  Один вход, 4-ре выхода и в качестве бонуса гальваническая развязка. Все девайсы типа RigExpert TI5, CI-V, CW, PTT e.c.t  Теперь все коробочки лежат одна на одной за трансивером,  там лежит и USB изолятор к которому они присоединены короткими USB шнурками с ферритовыми защелками, а к компьютеру идет один USB шнур подлиннее c большим числом ферритовых бус.
Для самой платки USB изолятора надобно бы делать корпус, но я обошелся народной хитростью - так как разъёмы у нее с противоположных сторон, то я надел на плату кусочек термоусадки на кабель 10 кВ и обсадил феном.  На фото уже вторая плата. Ждет своей очереди :-)

   Понятно, что основные проблемы с наводками от передатчика случаются при неаккуратном исполнении антенн и фидеров. Но как вы ни старайтесь, взаимного  влияния вам не избежать. Особенно если антенны сосредоточены на малой площади и кабеля идут одним жгутом.   По хорошему бы фильтры нужно ставить на каждый фидер, но есть компромиссное решение - ставить фильтр-пробку на кабель от трансивера до коммутатора. Если он есть. Кстати еще один аргумент за применение коммутаторов. По крайней мере съэкономите на дорогом феррите. Скорее всего поправить прямо всё не получится и будет один или два диапазона, на котором неблагоприятная электромагнитная несовместимость сохранится. Ну что ж. Тогда приходит пора позвонить другу. У меня на диполе 80 метров и рамке на 17 метров намотаны отдельные запорные дроссели на ферритах от UW1RR.  
  Предварительно ферриты нужно обязательно проверить. Испытательный стенд очень прост: Nano VNA и провод длинной 1-1.5 метра.  Наматываете на феррит сначала один виток провода (не кабеля) и смотрите затухание в полосе от 1 до 30 мгц. Потом 5 витков и снова замечаете потери, затем 10 витков.  Такая простая экспериментальная работа подскажет вам сколько витков кабеля нужно будет уместить в конкретную отклонялку. У меня при одном витке в районе 21  мГц вышло -10 дБ, при пяти уже 26, при десяти уже 35 дБ. Понятно, что АЧХ вашего фильтра будет отвратительная, но тут главное попасть примерно в нужный диапазон.

За один вечер результата вы не достигнете, но за неделю справиться с этим можно. Если у вас есть аналогичные проблемы - попробуйте от них избавиться.  Девиз всей работы - под лежачий камень вода не течет . 
© Copyright 2011-2021 UY2RA,    All rights reserved.    Все права защищены.    Пожалуйста уважайте их. Использование материалов с этого сайта разрешается. Буду рад если при этом меня помянут незлым тихим словом.

FREE & OPEN UKRAINIAN HAM  RADIO  BANNERS NET