Щоденний радіожурнал зі звуком. Іноді з гумором. Завжди з картинками

Круглые столы области

Круглий стiл 14.09.24 Круглий стiл 31.08.24

27.03.2015

Прикоснуться к космосу

   Уже скоро три года как я развлекаю вас байками про радио, космос и спутники. Счётчик посещений регулярно сообщает про то что интерес к тем вопросам, о которых я говорю, не ослабевает - среднестатистические 600-700 посетителей в день на двух сайтах набегает. Ранее, до раскола славян, было еще больше. Я это говорю не потому, что хочу привлечь ваше внимание к счётчику посещений, а потому что реально ощущаю  интерес к тем или иным конструкциям, которые я или придумал сам или "выкопал" на поле истории радио. Как бы ни говорили наши маститые радиолюбители, что у них "на спутниках родственники не живут", статистика вопросов (и докладов по результатам) говорит о том, что в рейтинге самых популярных тем первые места всё равно за  тематикой УКВ :-( 
  Видимо сказывается доллар-фактор увлечения для КВ и УКВ. Да и размеры антенн так же не последний аргумент (за УКВ). Среди УКВ тем в рейтинге первые - вопросы про антенны для приёма спутников. К сожалению, большей частью погодных :-(   Как правило авторы вопросов объясняют отсутствие интереса к другим спутникам тем, что данные телеметрии спутников не представляют для них никакого интереса.  Возможно, но тогда, если это не интерес к процессу лично добыть данные, то погоду лучше посмотреть в интернете. А еще лучше по телевизору :-)
Выходит все равно в основе не практическая польза, а интерес.  У многих (я надеюсь и потому что помогли мои советы) уже есть антенны нужных характеристик (я про кадрифилярные), но на диапазон 137 мгц., что не так далеко от диапазона 144.  У многих есть коллинеарные антенны для диапазонов 144/430 которые они применяют для общения внутри городов и через репитеры.  У многих, если не сказать у каждого второго, есть радио типа Baofeng или подобного, обладающее вполне приличной чувствительностью.   Ну и у каждого на столе стоит компьютер.   А теперь объясню куда я клоню......
     Практически у каждого радиолюбителя и у половины сочувствующих есть всё для того, чтобы расширить границу своей любознательности до приёма хотя бы одного спутника помимо NOAA.  Это очень просто, так как основная работа по оснащению вашего радио была проделана ранее. На сегодняшний день имея всё то, о чём я говорил выше позволит вам принимать  с пяток спутников и для этого вам не потребуется знание азбуки Морзе или какие-нибудь супер способности радиста. Как попринимать ISS я уже писал много раз, да и не один я. Но там интерес - просто услышать. Никаких данных про состояние электросети, температуру, освещение, софт и т.д. вы не получите.   Поэтому я предложу вам самый простой вариант со стопроцентной гарантией успеха - принять на свой компьютер телеметрию с одного из четырёх спутников, которые гарантированно могут быть декодированы с описанным выше сетапом.
     На своём втором сайте, так сказать, на складе статей, я уже писал "Как принимать FunCube",  "Как принимать PolyItan" и "Как принимать SAT BPSK на примере университетских QB50 серии".  Мой опыт говорит о том, что PolyItan, несмотря на свою высокую мощность, наименее удобный для старта спутник в силу отсутствия маяка, нестабильности положения и проблем с декодированием. Два Funcube (первый и второй - Ukube-1) очень часто теряют бортовой софт и по нескольку дней взывают о помощи  телеграфным маяком. и еще они без предварительного анонса время от времени включают похожий, но как мне кажется отличный от их стандартного протокол, в результате вы по полчаса чешете репу в полном недоумении - сигнал спутника  аж выпрыгивает из S- метра, а декодирования не происходит :-(  Хотя по уровню сигнала и удобству декодирования телеметрии - просто класс (см. выше).   Поэтому в качестве теста своих возможностей в приёме данных со спутников рекомендую попробовать серию спутников QB50P1 на 145815  и  QB50P2 на 145880. Приёмник в SSB, в качестве декодера всеми любимый MIXw или SV2AGW Packet Engine.  Корректировать эффект Допплера легко руками, потому что скважность передач у спутников очень удобная - пакет каждые 20 секунд.  А расклад сигнала по спектру просто замечательно видно на водопаде MIX. Спутник слышно по 15-20 минут за орбиту. Второй летит через 10 минут. Успеете принять и один и второй.   Обращаю внимание на то, что мощности передатчиков у обоих менее 100 милливат. Приёмники  должны быть достаточно чувствительными (или антенны хорошими :-)
Если вы будете слышать, то декодировать множество параметров борта не составит никакого труда (см. выше). А вот так это будет выглядеть для одного из переметров: (выбрана мощность forward). Кстати, обратите внимание на на отражённую мощность.  Вернее КСВ :-) .  Внизу графиков - ось времени.
Если я вас не убедил попробовать сегодня, попробуйте завтра :-)
© Copyright 2011-2021 UY2RA,    All rights reserved.    Все права защищены.    Пожалуйста уважайте их. Использование материалов с этого сайта разрешается. Буду рад если при этом меня помянут незлым тихим словом.

FREE & OPEN UKRAINIAN HAM  RADIO  BANNERS NET