Щоденний радіожурнал зі звуком. Іноді з гумором. Завжди з картинками

17.02.2023

"Новый" старый усилитель

  В старые добрые времена у меня работал (как-то) усилитель на ГУ-81. Как усилитель - никакой. Максимум 500 ватт и то до фифтина.  На фифтине уже 100 ватт, на десятке вообще не раскачивался, но есть одно преимущество - тихий.  Точнее два преимущества. Еще в комнате тепло :-)  Один накал под двести ватт ...

  Но время шло и мало-помалу он включался все реже и реже и в позапозапрошлом году занял место в кладовке. Далее пауза. Не буду описывать все грустные события в моей жизни, скажу только то что помимо войны я еще три месяца провалялся после двух операций на позвоночнике. Ходить начал как дитя: с трудом и мало. Но время лечит, рядом всегда была моя подруга UY2RY и вот ближе ко дню рождения я понял, что остался жив: заинтересовало сообщение о том что на Буве едет экспедиция :-)

  Понятное дело, что такая территория на 100 ватт скорее всего останется незакрытой. Хотя рядом расположенный остров Св. Петра лет десять назад отработал как раз на голый трансивер. Но то давно было.  Короче посмотрел в интернете сколько стоит усилитель и понял что пора доставать из кладовки ветерана. Он мне достался в не помню каком году, делал не я. Я только добавил плату ФНЧ передатчика Icom7700 так как автотюнеры обоих моих трансиверов бесились на исторический его вход. А один из бывших, Ic-7400, даже сгорел (выходные транзисторы).

Проверив вход увидел что КСВ после фильтра выше 10 мГц растет по параболе.  Ну и устыдился сопливого исполнения.  Рискнул разобрать и попытаться добиться нормальной раскачки до 28 мГц. То есть переделать вход по уму. Но ума то нет! Первым делом убрал со входа ФНЧ по причине его избыточности: в трансивере стоит такой же. Потом переделал трансформатор. По честному аж два раза. Все по первоисточнику ( Red ).


Трансформатор 1:4 на коаксиальных линиях 100 Ом (соединил два отрезка по 50 Ом последовательно). Как положено нагрузил чисто активной нагрузкой, на анализаторе картинка как в учебнике. Правда до 30 мгц. На десятке КСВ уже 1,4.  Поменял ферриты на присланные в виде гуманитарной помощи из-за границы. То есть предположительно более качественные.  КСВ очхор до 80 мГц.  Но это на столе. Нагрузил его на  реальный резистор в самом усилителе не подключая смещение и сетку лампы. Красота.  Но стоило подключить нагрузочный резистор (выход трансформатора) на реальную схему, как вернулся кошмар из дня вчерашнего: КСВ от 5 мгц начинает расти в геометрической прогресии и на десяти мегагерцах  больше 7 !:-(   Лампа виновата.

   Но у моего приятеля такая же лампочка отдает гораздо больше даже на десятке.  Позвонил Сереже, спросил как у него выполнен вход. Не так как у меня, контура на входе и балластный резистор 1 кОм. Но мы легких путей не ищем. Нам хочется именно широкополосный вход. И резистор вроде достаточный - на 200 Омах при ста ваттах должно быть 145 вольт. Ну, до киловатта не раскачает, но мне и 500 ватт хватит. Главное чтоб на всех диапазонах.

По совету друга, Юры AC6A, почитал рекомендации DK2DQ.  http://dl2kq.de/pa/1-4.htm  и http://dl2kq.de/pa/1-25.htm .  Вкратце суть в создании фильтра в который в качестве конденсатора включается емкость лампы. Почитал, в душе согласился что красиво и сделал макет.  Его, этот фильтр (хотя он больше согласующее звено), надо нагружать на балластный резистор. Так как у меня он 200 Ом, то перед этим двухзвенным фильтром нужно ставить трансформатор 1:4. Ну, трансфоматор есть, лепим фильтр по схеме из первой ссылки.  Трохи коряво, но работает :-)

  Настраивается даже с лампой. Причем красиво. Картинка из учебника. Я возрадовался, но практическое включение решил отложить на завтра. Ну куда оно денется, если лампа подключена и КСВ максимум 1,4. На десятке.   Ложился спать в предвкушении завтрашнего тиумфа: как оно может не работать если вход усилителя имеет такой замечательный КСВ?!

Круглые столы области

Круглий стiл 17.08.24 Круглий стiл 31.08.24
© Copyright 2011-2021 UY2RA,    All rights reserved.    Все права защищены.    Пожалуйста уважайте их. Использование материалов с этого сайта разрешается. Буду рад если при этом меня помянут незлым тихим словом.

FREE & OPEN UKRAINIAN HAM  RADIO  BANNERS NET