Щоденний радіожурнал зі звуком. Іноді з гумором. Завжди з картинками

Круглые столы области

Круглий стiл 14.09.24 Круглий стiл 31.08.24

28.12.2023

История первая — рождение

                                                                    Леонид UT2II

Памяти Савенкова Александара UR5IOK. История первая — рождение.

Сделать супер аппарат я не мог, купить импортный нереально. Появляются описание трансиверов с высокой динамикой: лампового UP2NV и транзисторного Дроздова RA3AO. Но где их достанешь? Ищу. В начале осени 1985 года в Донецке проходит областная радиовыставка, из трансиверов в основном модификации UW3DI и есть несколько трансиверов по своим схемам. Лучшим был Алексея Белянского RB4III сейчас US2II. Хотя дизайн скромный, зато параметры отличные. Нахожу его, знакомимся, прошу продать, нет и все.
Через месяц была республиканская радиолюбительская выставка в Днепропетровске, куда съехались конструктора из всех областей Украины. Конечно, я туда поехал искать варианты для себя. Там отбирались экспонаты для 33 всесоюзной радиолюбительской выставки ВДНХ в Москве от Украины. Трансиверу Алексея дали 2 место из-за дизайна. Работает лучше всех, особенно по динамическому диапазону, но страшненький. На выставку поедет другой покрасивее. Я верчусь возле Алексея как змей искуситель, прошу мне сделать такой же за деньги. Я работал тогда в шахте в проходке, бабки были. Тоже нет! Он конструктор, творческая личность, и ему это не интересно. Он говорит, что хочет сделать другой по еще лучшей схеме. И тогда мы нашли решение. До всесоюзной выставки на ВДНХ было еще много времени. Алексей сказал так: я поставляю все детали и корпус по его чертежам, он делает и дарит его мне. Я в шоке. Ставим задачу бороться за первое место. Глаза загорелись, руки зачесались, вперед.
Разработать и сделать новый трансивер оригинальной конструкции работа большая. Я мечусь по радиобазарам закупаю необходимые детали. Алексею для нового трансивера нужны были самые современные транзисторы и микросхемы на тот момент. С радиопромышленностью в Донецке слабовато. Вот как раз в Запорожье было множество номерных заводов и рынки там были богаче. Так сложилось, что на тот момент я учился на четвертом курсе заочного отделения Запорожского машиностроительного института им. Чубаря на факультете «Радиотехника и связь». Между поездками на сессию приходилось туда мотаться сдавать курсовые. Конечно, я при каждой поездке обходил все местные радиобазары и донимал вопросами своих однокурсников.
Однажды договорившись с одним барыгой об дефицитных диодах, попал в казус или переплет. Даже трудно сказать, что это было. Мы с ним договорились о встрече утром у входа в институт. В удобный для него день и час. Между городами двести пятьдесят километров. Самое быстрое сообщение в то время это самолетом ЯК-40. Время полета сорок минут. Стоимость билета семь рублей. Вполне можно обернуться туда и обратно за один день. Как упоминал ранее, в то время работал в проходке на шахте. Перед поездкой мне надо было выходить в третью смену. В шахте непрерывный цикл добычи, смены каждые шесть часов. С восьми до четырнадцати и так далее. Третья это с восьми вечера и до двух ночи. С учетом получения наряда, переодевания, спуска в шахту и ходьбы до забоя времени тратилось более восьми часов. Первый рейс на Запорожье был в пять утра с учетом посадки на самолет. От шахты до аэропорта еще два часа добираться машиной. Мне надо было выскочить из шахты пораньше чтобы успеть. Это трудно, но можно. Я договорился с бригадой, что беру «вруб» и они меня отпускают. Взять «вруб», это пробить нишу в угле объемом два кубических метра при помощи отбойного молотка и вычистить её. Ниша нужна при проходке буро-взрывным методом, что бы погасить часть энергии при взрыве. Это была самая трудная и грязная работа. Обычно вылазишь от туда как черт от угля. В тот раз отбарабанив свое, поднялся из шахты пораньше. Быстро помылся и вскочил в свою машину и рванул к самолету. Взлет, посадка и уже в восемь утра я садился в Запорожье в автобус Аэропорт-Центр. Обратил внимание на один момент. В автобусе некоторые пассажиры на меня с интересом подглядывали и улыбались. Кстати молодые девушки то же. Все правильно, я тоже был молодой уверенный в себе. Но на сиденье свободное рядом со мной никто не садился, хотя народ стоял в проходе. Нужные диоды забрал без проблем с кем договаривался и пошел на кафедру сдавать курсовую работу. Заочники с преподавателями видятся редко и обычно нам задают много вопросов, чтобы понять, что мы собой представляем. Понять списал где нибудь курсовую или что то в ней понимаю. В тот раз от меня можно сказать отмахнулись и курсовую я сдал за пять минут. Уже на выходе из института я зашел в туалет по естественной надобности и глянул на себя в зеркало. Вокруг глаз у меня были жирные черные круги от угля которые я не домыл в бане. Уголь реально тяжело вымыть из ресниц. В Донецке в общественном транспорте никто на это не обратит внимание. Это понятно всем, мужик едет после смены в шахте. В Запорожье с утра с подведенными глазками я выглядел, наверное немного странно. Допускаю, что кто-то что-то, подумал в меру своей распущенности. Зато быстро сдал курсовую и главное привез нужные детали.
При разработке внешнего вида мы много времени мы уделили эргономике и расположению ручек в нужном месте и качеству надписей. Для этого собираю журналы QST, разрабатываем дизайн. Если кто видел авторский вариант, подтвердит, красавец. Даже сейчас это возможно посмотреть если набрать в поисковике журнал «Радио» №10 1987г. стр. 24-25. Там часть схемы, внешний вид, описание. Качество корпуса и надписей на высшем уровне, все делалось на японском оборудовании нашего Макеевского завода «СКИФ», который выпускал электронику для боеголовок и одноименные магнитофоны. Огромное спасибо за эту помощь Виктору UT2IV, который там работал. Ему пришлось провести огромную работу с женским коллективом отдела гальваники и других цехов, парню приходилось работать, можно сказать - и днем и ночью. Он был холостой, и отчеты за работу в третью смену требовать было некому. Но когда он принес переднюю панель трансивера с надписями — мы ахнули. Корпус был тоже оттуда. Все высший класс.

В марте я пробую работать в соревнованиях ARRL с нового полуготового аппарата, в варианте «рыба», впечатления отличные. Кстати, по моему заказу Алексей сразу сделал второй выносной гетеродин в отдельной коробке, который сзади соединялся с трансивером по отдельному ВЧ кабелю. Первое место по Украине на 80 м в обоих видах. Но были и замечания, мне нужен был бойцовский аппарат для тестов, я ищу недостатки, а Алексей их устраняет. У спортсменов и конструкторов немного разный подход или взгляд на характеристики трансивера, договорились - делаем по моим понятиям.
© Copyright 2011-2021 UY2RA,    All rights reserved.    Все права защищены.    Пожалуйста уважайте их. Использование материалов с этого сайта разрешается. Буду рад если при этом меня помянут незлым тихим словом.

FREE & OPEN UKRAINIAN HAM  RADIO  BANNERS NET