23.10.2012

Радиоигра на жизнь. Часть 2

Посмотреть начало - часть 1
    Сделаем небольшое отступление. Нам следует вспомнить, как именно работали радиопеленгаторы того времени, чтобы оценить их точность. Известно, что рамочные антенны имеют два минимума в диаграмме направленности. Но два заначения направления разведку не устраивает. Поэтому простейший радиопеленгатор должен иметь две антенны - одну рамочную, а вторую - принимающую со всех сторон одинаково.  Если на каком-нибудь устройстве сложить  напряжения с этих двух антенн - получится фигура напоминающая сердце - её так и называют - кардиоида.   Её минимум будет ориентирован на пеленгуемый источник радиосигнала.  Но, если внимательно присмотреться к фигуре, то можно заметить, что минимум не очень ярко выражен.  Т.е. для практического применения  такая система не обладает требуемой точностью. Для увеличения точности уже в то время применяли  сложение на балансном модуляторе сигналов с двух взаимно перпендикулярных рамок и антенны с круговой поляризацией. Таким образом осуществлялось "обострение" минимума кардиодиды, а полярность результирующего напряжения однозначно показывала направление на источник радиосигнала.
Нет нужды говорить, что для обработки этих сигналов радиоприёмники пеленгаторов должны были обладать очень хорошей чувствительностью, а антенны - точной симметрией.  Позднее, сигналы стали подавать на отклоняющие пластины электронно-лучевых трубок и когда овал вытягивался в прямую линию - определяли направление  (фигуры Лиссажу) .  Но это было позже.  А в 1941 это были наушники и стрелочные приборы. Так как гониометры того времени не могли различать угол менее 1-го градуса, то считается что погрешность пеленгатора тех времен составляла 1 градус.
Помимо стационарных пунктов радиопеленгации немецие войска имели еще и мобильные радиопеленгаторы, которые по наводке базовых станций выдвигались в сторону предполагаемого местонахождения передатчика и уже там, на небольшом расстоянии (я понял так что имелось в виду 5 километров) ошибка составляла не более ста метров.  Поэтому радисты уходили далеко в сторону от баз и лагерей партизан и только на большом расстоянии от них разворачивали радиостанции. Зачастую это были расстояния в 30, 40 и даже 50 километров. Всё зависело как близко были базы или склады, "засветить" которые или поставить под удар поисковых групп немцев  было нельзя. У нас на Черниговщине базы и лагеря были в районе Щорса. Там сейчас начали оформлять мемориал,  оттуда не раз работали наши ребята позывным EO5RPL (радио партизанского лесограда), но основная деятельность была сосредоточена как раз у нас - ближе к Днепровским мостам: автомобильному и железнодорожному. Да и леса у нас погуще, плюс к Белоруссии поближе. Так что я живу в партизанском крае.
     Итак, работа на партизанском радио тех времён была более рискованная чем, например, просто воевать на фронте. Так как сеансы радиосвязи с Центром проходили по расписанию, и на встречу никак нельзя было опоздать, партизанский радист выдвигался на позицию заранее. Так как часто нельзя было предположить как много времени займёт дорога, часто это происходило за сутки или даже двое. Время до сеанса короталось в каком-нибудь укрытии, часто в брошенном доме или сарае в опустевшем селе.  Таком как, например, этот. В брёвнах его и вокруг нашлось три пули от ППШ (или ТТ, они одинаковые) и, предположительно, немецкого MP40. Так как они были сильно деформированы, то определить очень трудно.  Гильз тоже немало. Плюс ко всему неизвестно время его постройки: тоесть попали ли пули  уже в строение или дом был построен из дереьев в стволах которых уже были пули. Территориально это вблизи бывшего хутора Грибовка, река Борзна. (Репкинский район).
Самые что ни на есть партизанские места. Но от хутора ничего не осталось, сейчас - просто лес. Только в земле можно найти свидетельства того, что здесь жили люди и шла война: хутор был еще дореволюционный, рядом с гильзами и бытовыми предметами нашлось три копейки 1793 года. Встречается кирпич (печи) и остатки сельхозинструмента. И вот здесь разворачивалась война умов. Против могущества сверхиндустрии Германии, её науки, достаточно передовой, между прочим, колоссальной армии, наша двух ватттная радейка, проволочная антенна и шустрые подвижные радисты-партизаны.

Продолжение (часть 3) следует.