02.01.2024

Памяти А.Савенкова 4J5FV

 Леонид UT2II

Как-то Володя Олейник UT2IA позвонил мне с просьбой отвезти его на машине в г.Енакиево. Там Саша Ульянич RB5IJ выпускает новые телеграфные ключи с памятью, ключ мы не купили, но состоялся интересный разговор о том, что хорошо бы съездить в экспедицию в Грузию и отработать тест WW на высоком уровне. Первая большая поездка в Абхазию была командой UK5IBB (UB3IWA, UR3IWA) на два тура CQ WW DX Contest состоялась в 1983 году позывным RF6V при дружеской поддержке абхазских коллег, итог той поездки: 2 место в мире в CQ WW DX CW и 4 место в мире в CQ WW DX SSB. Это была поездка областной коллективной станции, при большой материальной поддержке ДОССАФ. Команда института ДПИ тоже хотела поехать большим коллективом, взять новые антенны, отработать спецпозывным, но мы могли рассчитывать только на свои силы. Об этом мы мечтали на коллективке UR3IWA, и главным идейным вдохновителем был Саша UR5IOK, но все упиралось в отсутствие транспорта, при помощи которого можно было бы отвезти большую кучу оборудования аж в Грузию. Тогда еще отделения Абхазии не было. Саша Ульянич за это взялся, и сделал. Обеспечил транспортом, столами, стульями и матрасами. Последнии в количестве двадцати штук нас очень выручили в дороге и в поле. За рулем между прочим был мастер спорта по автогонкам. Его мастерство особенно проявилось при поездке по горам особенно когда пришлось съехать с асфальта и добраться до поляны, которую подобрали заранее. Нам это очень облегчило процесс выгрузки и загрузки оборудования.
Началась большая работа по подготовке аппаратуры и антенн. Этим занимались Александр UR5IOK и Сергей UT2IB. Ну и конечно, каждый из коллектива вносил свою лепту. Пять трансиверов и усилителей, яги на каждый диапазон и сами операторы были доставлены в Абхазию, при помощи огромного рефрижератора. Настелили кучу матрасов, и ехали в основном лежа, зато мягко. Место дислокации экспедиции в районе Сухуми, пос. Верхние Эшеры, рядом воинская локационная часть. Главная наша опора, это прапорщик-радиолюбитель, который пережил как он выразился трех командиров части. Локационные установки находились пости на вершине горы и были направленны в сторону моря то есть границы. Когда мы заезжали в Абхазию там уже была напряженка и кое где стояли гражданские блок посты. Проехать нам помогло только письмо командира части, яко бы мы везли какое то оборудование. Благодаря мастерству водителя мы сумели остановится на широкой пологой поляне пятьсот метров ниже воинской части. Когда мы остановились и начали выгружаться, где-то через часа два мы были окружены горцами с ружьями из ближайшего поселка. Кто-то сказал им, что это выгружается десант с Грузии. Разобрались быстро. Прапорщик все объяснил, нас они понимать не хотели. Зато у местных сразу появился большой интерес к водителю. Вернее к его рефрижератору. Они предлагали большие деньги что бы он помог вывезти в россию урожай мандарин и апельсин. Но он отказался, поскольку оказывается у него был контракт согласно которого он должен забрать какие то запчасти в Сухуми и отвезти их в Енакиево. Место высадки было отличное, правда север и часть востока была закрыта горой с локаторами. Работу их мы регулярно слышали во время теста. Как выразился один из нас регулярно «шваркали» по ушам. С воинской части по длинному кабелю мы взяли от дизелей сетьэлектропитания. Как член команды, я конечно взял с собой трансивер RB4III. Это был наш шестой аппарат и он нам очень помог. А вышло вот что. Все оборудование операторской располагалось в десяти местной армейской палатке, с центральным шестом. Столы с трансиверами стояли по кругу, на одном из диапазонов шел общий вызов, остальные подбирали множитель. Перед началом теста выясняется, что когда идет общий вызов, то у остальных сильная помеха. Все аппараты UW3DI и помеха шла по ПЧ, из-за близкого расположения и одинаковых каналов формирования. Поставили мой на общий вызов, все прекрасно, т.к. аппарат был с одним преобразованием и кварцевым фильтром по промежуточной полосе в 9 мгц, а не ЭМФ в 500 кгц как у остальных. Более того, сигнал передачи был вылизан, из-за участия в очных тестах, его смотрели на спектрографе много раз, и все проблемы были устранены Алексеем ранее. Я думаю, свою роль трансивер сыграл в том, что команда 4J5FV (UR3IWA) выступила успешно, и все мы получили массу удовольствия.
Из ярких воспоминаний о той экспедиции запомнились такие моменты. Мы приехали за неделю до первого SSB тура. Пока все установили устали сильно. Перед самым тестом сходили все в баню. Кайф. Погода в конце октября в горах сказочная. Тепло, загорали. Запомнились какие то дикие коровы которые лазили вокруг нас и взяли моду тереться своими боками о мачты антенн. Приходилось бегать за ними. На второй день теста эти сволочи подломали штырь на 160 метров, гады. После окончания тура мы сложили трансивера и усилители в коптерку прапора и улетели налегке самолетом домой. Сухуми – Донецк. Свой трансивер я все же забрал с собой. Наш городок в виде трех больших палаток, где была куча хоз оборудования и тяжелые блоки питания усилителей остался на поляне до следующего тура. Оставили под охраной солдат. Для этого в части учредили дополнительный пост. Через месяц мы вернулись на телеграфный тур. С трудом. В аэропорту попалась смена которая сперва придралась к моему трансиверу и еще сильнее к двум лампам ГУ-74 для усилителей. Разобрались, с нервами добрались до самолета. Только потому что с нами был работник аэропорта Николай UY7IO. Прилетели, добрались до места. Палаток не видно. Полностью завалены снегом. Его толщина больше метра. Горы конец ноября. Разгребли. Все оборудование притащили назад. Главное все антенны на месте, кроме беверов. Их порвали коровы и засыпало снегом. Главное впечатление в конце. За день до теста потеплело и начался дождь. Он шел пять дней непрерывно, пока не уехали. Отсырело все. Снег полностью смыло. Тест закончился. Вокруг грязь непролазная.Мы готовились тащить все оборудование и антенны с мачтами километра два до асфальта. И в эту распутицу к нам пробился наш рефрижератор. Буквально через два часа к нам пришли человек десять местных с поселка. С собой у каждого бурдюк с вином или чачей и куча апельсин и мандарин. Они знали когда мы уезжаем, мы к ним спускались изредка за бараниной, зеленью и фруктами. Просьба одна помогите вывезти урожай. Никто не берет. Водитель сказал, что на границе просто горы конфискованных мандарин. Вывоз фрукты запрещен. Ох и напились мы тогда. Назад конечно никто ничего не носит. На второй день, когда уезжали заехали в поселок и купили у них каждый по огромному ящику мандарин. Очень дешево. Сложили в конце кузова. Закидали матрасами и трубами, элементами антенн. На границе солдатик в кузов залез, но смотрел поверхностно. Дома конечно апельсины с мандаринами помогли отбиться от претензий любимых жен. Цитрусовые были тогда были в большом дефиците.
В первом туре WW SSB получилось 11 место в мире среди коллективок, в телеграфе конечно получше 6 место. Все же мы были не в Карибах, до Америки далеко. Зато в Азии первое место в обоих турах. Нас было всего десять человек: UR5IOK, RB5IJ, RB5II, UB50731151, UB5II, UB5IFZ, UB5INO, UB5073307, UF6VZ, UB5IFN.